Манасика (манаса) джапа (मानसिक-जप, mānasika-japa) – это повторение мантры в уме, ментально, в тишине. Существует три основных способа повторения мантры: вачака-джапа (вслух), упамшу (шепотом) и манасика (в уме).
Согласно “Мантра-йога самхите” и другим тантрическим текстам, манасика-джапа в тысячу раз эффективнее, чем вачака. Ментальное повторение мантры считается высшей формой практики джапы, когда ум и мантра взаимопоглощаются, и постепенно сама мантра становится сознанием. Когда это происходит, то мантра может перейти на еще более тонкий уровень спонтанной рецитации – аджапа-джапа. Это означает, что тантрическая практика повторения мантры перешла в йогическую. Если на начальных этапах ментальной практики мантры дыхание присутствует в полной мере, то по мере раскрытия мантры в уме, их слияния, дыхание постепенно замедляется, может возникать естественная задержка дыхания – кевала-кумбхака.
Если соотносить уровни джапы и уровни речи, то вачака и упамшу соответствуют уровню вайкхари, манаса-джапа – уровню мадхьяма-вак. Когда на этом уровне слова и их значения соединяются, предстают как энергии, тогда происходит постепенный переход на уровень пашьянти. На этом уровне возможна аджапа-джапа.
Хотя манасика-джапа обычно является предпочтительным вариантом в мантра-йоге, для новичков такой способ может быть сложным, так как ум начинающего практика часто отвлекается во время джапы, внимание рассеивается. Поэтому рекомендуется начинать с повторения мантры вслух (вачака), когда ум естественным образом концентрируется на звуке мантры. Затем плавно переходить на шепот (упамшу), и далее – к ментальному повторению. Если во время манасика-джапы возникают различные идеи, мысли или приходит какое-то знание, при этом мантра продолжает читаться в уме и состояние мантры только усиливается, то это не является проблемой, а скорее говорит о хорошем уровне реализации мантры.
Следует отметить, что в некоторых случаях может быть предпочтителен вариант вачака (например, при рецитации ведических мантр) или упамшу (шабар-мантры). Пранава (мантра АУМ) может повторяться как вслух, что является замечательной практикой на начальных этапах, так и мысленно, когда садхака переходит в более тонкое, медитативное состояние.
Различные традиции и учителя могут давать свои рекомендации к манасика-джапе. Часто советуют созерцать слоги мантры с осознанием их значения, также может быть добавлена концентрация на чакрах и т.д. В Шривидье, в тексте "Йогини-хридая", говорится о том, что следует повторять мантру мысленно, одновременно медитируя на шесть пустот, пять состояний сознания и на семь уровней раскрытия мантры.
Словарь: https://nathas.org/dictionary/manasika-dzhapa/