Махайоги Горакшанатх учил дхарме (от санскр. «дхри» - «основа», «поддерживать», закон мироздания, религиозная вера) в целом как таковой, он не разделял по частям всю хинду-дхарму. «Го» – означает «корова» (вселенная), внутри которой находятся все Деваты (Божества) и формы хинду-дхармы (религий Индии), «Ракша» – означает «защитник» или «покровитель дхармы». Поскольку все религии Индии представляют разные воззрения, если мы будем погружаться в их детализацию на уровне эмпирического ума, то неизбежно попадем в дебри разных заблуждений, фанатизма, чему, собственно, и подвержены некоторые «бдители» многих направлений. Они, как это ни парадоксально, находясь в своих традициях, далеки от того, что, находится рядом с ними и чему они принадлежат.
Поэтому Горакшанатх предложил очень простой на вид путь, который ничему не противоречит и в той или иной степени включает в себя сущностные элементы всех основных течений. Эту доктрину он изложил в своем труде «Сиддха-сиддханта паддхати», где он предлагает йогу, в которой мы отталкиваемся от своей сущностной природы – «пракрити-пинда». К сожалению, есть не так много Гуру, которые хорошо понимают этот текст, тем более он тяжел для восприятия западному человеку, имеющему иной духовный опыт и несколько иные представления о философии Индии.
Так, например, Горакшанатх под пракрити-пиндой подразумевает не то же самое, что Санкхья, Патанджали или даже Кашмирский шиваизм. Он в понятие пракрити включает элементы, которые, например, в Кашмирском шиваизме – самые завершенные и исчерпывающие. Пракрити, согласно Горакшанатху, психофизична, в неё входят не только антхах-каран (внутренний орган психической деятельности) с пятью его составляющими, включая четану и чайтанью, но также пять категорий звука (матрика, вайкхари, мадхьяма, пашьянти, пара) или уровни сознания (турьятита, турья, сушупти, свапна и джаграт). Но под ними он подразумевает то, что является нашей врожденной сущностью пракрити и природой, это и есть сахаджа.
Поэтому Горакшанатх предлагает путь слушания своего сознания и тела одновременно, не как нечто раздельного, и теорию Горакшанатха может использовать как санкхьяик, тантрик или вайдика-садхака (последователь Вед), так и любой последователь той или иной йоги. В пути, которому учил Горакшанатх, нет места замкнутости на какой-либо форме религии, там нет места книжно-фарисейским тенденциям, он учит на вид простому и естественному пути. При этом, «оттолкнувшись» от простого, мы сможем понять самое сложное, в основе сложного лежит простое и великое.
Статья "Мировоззрение натхов, отличия от других традиций": https://nathas.org/articles/mirovozzrenie-nathov-otlichiya/
#йоганатхов #натхи